четверг, 12 января 2017 г.

…Я б засосал стакан и в Ватикан

Как-то вспомнились мне эти слова из песни Владимира Высоцкого и передо мной промелькнули воспоминания о тех временах, когда я впервые ее услышал. Ватикан и Тегеран, в моем пионерском детстве казались несбыточно далекими. Дальше космоса. Ей, Богу.
То есть, как стать космонавтом, было ясно и понятно. Хорошо учиться, иметь стопроцентное здоровье, поступить в высшее военное летное училище, стать военным летчиком, потом летчиком-испытателем, написать заявление и пройти конкурсный отбор в отряд космонавтов. То есть, в принципе, все сложно, но можно. Для прохождения этого пути не нужно было иметь «особо волосатых рук». Изучая биографии космонавтов, да и просто интересуясь жизнью, никогда не слышал, чтобы в космонавты брали по блату. Практически все из них, сделали себя сами.

Как это было?

Чего нельзя сказать о путешествиях в страны капиталистического мира. Для «новой человеческой общности – советского народа» эта часть глобуса была надежно отделена «железным занавесом», и лазейки в этот недоступный мир были тщательно законопачены для простых смертных, к коим я себя всегда причислял. Сказать, как сейчас многие говорят, что проживая в СССР, вообще невозможно было никуда поехать за границу, я не могу. У меня и в те времена, была масса знакомых, которые побывали во многих, в том числе и достаточно экзотических странах. Да я и сам, в нежном отроческом возрасте ездил в детский лагерь, в одну очень демократическую (судя по названию), но, слава Богу, уже не существующую страну – ГДР. Побывал в Дрездене и его окрестностях, включая Майсен и Саксонскую Швейцарию.
То есть теоретическая, да и практическая возможность куда-нибудь поехать, несомненно, была. Только ключевое слово в этом предложении «куда-нибудь». Выбирать особо не приходилось. Считалось просто великим счастьем получить путевку на поездку в какую-нибудь страну «социалистического лагеря», или устроиться на работу, в какую-нибудь организацию, помогающую развивающимся странам строить социализм.
Редкие слои населения, а если точнее выражаться, касты, имели возможность регулярно ездить по миру. Спортсмены, да и то, только члены сборных, артисты, журналисты-международники, а таких было так мало, что большинство из них знала вся страна, дипломаты и, конечно же, агенты КГБ. Причем абсолютно все поездки контролировались этой организацией. Смешно сказать, но когда я ездил в немецкий пионерлагерь, то в качестве одного их вожатых, с нами ездил сотрудник «первого отдела». Ну, так было заведено. С таким же «сопровождением ездили спортсмены и артисты.

И только падение «железного занавеса» дало возможность, хоть в какой-то степени, почувствовать себя «гражданином мира», подышать воздухом Европы, который оказался намного чище и приятнее нашего, воочию увидеть тысячелетние памятники культуры и окунуться в гораздо более теплые и чистые моря.
А по поводу Ватикана, когда я первый раз в жизни столкнулся с возможностью, а даже скорее, с необходимостью его посещения, то первой моей мыслью было «Да нет, не может быть. Где я, а где Ватикан?»

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Follow my blog with Bloglovin